|
Хадльгримур Пьетурссон
Предки, ушли вы! Вы были правдивы, могучи и правы, в труде не ленивы, в суде справедливы, и жили для славы. Были кони ретивы, были звонки тетивы, были битвы кровавы, и в морские разливы вели корабли вы для-ради забавы. И, как дети, как друга, скача по округе, ристались солдаты или, сидя на луге близ милой подруги, играли в шахматы. Были копья упруги, были крепки кольчуги, но дробились и латы. Славлю ваши досуги: из досугов — заслуги вырастали стократы.
Вот конь мореходный от пристани родной — таков был обычай — над бездной холодной в край чужеродный плывет за добычей, но ветр непогодный, но брег мелководный — и всех родовичей в битве голодной враг благородный крушит без различий.
Над бортом изъянным, над парусом рваным валькирии вьются; на поле бранном стрелы — бураном, и копья гнутся. Кровь льется по ранам, по телам бездыханным — живые дерутся. Лишь смелым и рьяным, судьбою избранным победы даются.
Тот был не мужчина, кто жил бесчинно и помер в бесчестье; лишь тот молодчина, чья доблесть — причина и славы и мести; там, где битвы пучина, где конь троллей, волчина, кружит на месте, там смерть не кручина, но благая кончина, дело славы и чести.
Мудрецы и пророки, вы ведали сроки, и знали о многом, и без лишней мороки споры и склоки решали пред богом; помня предков уроки, были духом высоки в благочестии строгом — вас бежали пороки, вашей чести зароки были славы залогом.
В годы напасти исландские власти не знали нехватки в тех, кто на счастье примет участье в смертельной схватке; и пели снасти в бурю-ненастье, и войск порядки шли к смертной части — у битвы в пасти гибли десятки.
Из рода в роды законов своды чтились когда-то; в те давние годы для-ради свободы, не ради злата, шли мореходы в ненастные воды и верили свято, что битвы, походы важней, чем доходы: слава — высшая плата!
Мы же сбились с дороги, забыли о боге, о славе, о благе. При первой тревоге давай бог ноги! В нас нет отваги. Но с тех, кто убоги, дерут налоги сквалыги и скряги, а люди в итоге, что звери в берлоге, сиры и наги.
А юным все сдать бы — прежде на рать бы шли, кто не слабы! Им лишь бы гулять бы до самой свадьбы — трусливы, как бабы. Землю пахать бы, строить усадьбы да малость ума бы у древних занять бы, на ус намотать бы юность могла бы.
Ни в море, ни в поле не слышно боле битвы напева — без сил, без воли живем в неволе, как праздная дева. Сидит на престоле владыка голи — владелец хлева, и в нашей юдоли все стонут от боли, но терпят без гнева.
В стихах нет склада, ни древнего лада — искусство в разрухе. Тлетворнее яда скучища, досада, и девы — старухи, что листья сада в дни листопада, серы и сухи. Семья — что стадо, дом — заграда, люди дохнут, как мухи.
Нет в жизни цели, души нет в теле, в башке ума нет; кто друг в похмелье, тот недруг в деле — предаст и обманет. Пустое веселье, пивное безделье в кабак нас манит. Давно истлели, кто в битве пели — и слава вянет.
Меч древней ковки лежит в кладовке, а воина внуки в одном лишь ловки — достигли сноровки в подлой науке, в искусстве издевки, лжи и уловки — бранятся от скуки, но из потасовки без остановки бегут — ноги в руки.
Врать-то мы гожи, мол, видели тоже кровавые схватки, а воронам что же? — ни мяса, ни кожи — брехни остатки; увидим нож — и, помилуй боже, сверкают пятки — вот так, похоже, тюлень от мережи бежит без оглядки.
Славных начатии победами ратей у нас не венчают, лживых объятий от жалких проклятий не отличают; тут братья братии, как тати татей, во лжи уличают, а воинских статей и честных занятий не привечают.
Муж отважный сидит в каталажной без вины виноватый, а судит продажный закон и присяжный- вор толстопятый, свидетель же важный — червь бумажный, трус-соглядатай, — вот век наш сутяжный, праздный, бражный, лживый и клятый.
Все было, да сплыло! Мужество, сила, знанье, уменье — все нам постыло, живем уныло в тоске и сомненье. В нас сердце остыло, нас ждет могила. — а есть ли спасенье? Верю и чаю! На этом кончаю стихотворенье.
Пилату стало ясно тут, сколь власть его невластна тут, и, перед мятежной толпой дрожа, он, убоявшийся мятежа, дабы народ утишить свой, Иисуса выдал им с головой, — суд неправый совершая, он попрал и правду и закон.И руки свои омыл Пилат, и сказал иудеям: не я виноват, карая смертью не по вине, и кровь безвинного не на мне, — я сделал то, что просил народ, и пусть эта кровь на вас падет, на ваших детей в грядущие дни, на вас, вопиющих: «Распни! Распни!»
Воистину, истину знал Пилат, что был господь наш не виноват, судья неправедный, ведал он, что без вины Иисус казнен, но там, в судилище, совесть поправ, зная правду, он был неправ. И видит бог, что сей урок нашим властям пошел не впрок.
Хоть в наше время и там и тут все осуждают Пилатов суд, зато и пример берут всегда в суде с Пилатова суда: неправда царствует в судах, а приговоры выносит страх, — поскольку черни власть дана, на воле злобствует она.
Купить неподкупных наших судей воистину может любой злодей, даже убийцу отпустят они, как было с Варравой в Пилатовы дни, и был бы чист нечестивец Ахан, когда бы куш был приличный дан, — ведь взятки такие брал навряд даже во сне прокуратор Пилат.
В чем причина, спросят меня, что падают нравы день ото дня? Отвечу: нравы должны упасть, когда в государстве безнравственна власть: нет милосердия — взятки есть, нет благородства — есть ложь и лесть, нет законов — есть только страх, не право — бесправье правит в судах.
Руки свои омывая, Пилат знал, однако, что виноват, что перед богом грешен он, ибо нарушил людской закон, — и это урок для наших судей, ибо легко обмануть людей, но — помни! — божий всевидящий глаз легко читает в сердцах у нас.
Хочешь омыться — прежде омой сердце свое покаянной слезой! Таким омовеньем очисть себя, в слезах об Иисусовой крови скорбя, дабы душа не погрязла в грехах и вера окрепла в божьих сынах, — отвергни зло, добро преумножь, и помни вовеки Пилатову ложь.
О кровомщении вновь и вновь к небу взывает невинная кровь, и наших детей, коли не нас, кара настигнет в урочный час, поэтому скромен и стоек будь, гнев усмири, и того не забудь, что зло проклятья не гаснет век, и в детях проклятье найдет человек.
Так был Иисус на казнь обречен, пошел на крест из судилища он, хотя судья и пытался тут свершить справедливый, законный суд. Слезами омыты наши сердца. Дай, боже, нам чистыми быть до конца, дабы наша вера была чиста, как кровь твоя, что текла со креста.
Как в поле над поживой грызутся насмерть с волком волк, так ради славы лживой грызутся люди — какой в том толк? На слове нас ловит ворог, нам голос лести дорог, а поглядишь — нет ничего, один лишь морок.Мы правду встречаем смехом, у нас лишь подлость хороша; подбиты лисьим мехом и душегрейка и душа. Нынче такие порядки: с правдой играем в прятки и прячем кошачьи когти в бархатные перчатки.
Кто лести верит сдуру, большой беды не чуя в том, тому с телячью шкуру весь мир покажется потом; обласкан словом и взглядом, представлен быв к наградам, он стал не нужен — тут к нему повернулись задом.
Дурак лишь верит свету! Презренье — честь, насмешка — лесть, за чистую монету готов дурак фальшивку счесть. Стала божба безбожна, всякая клятва ложна: вчера был друг, сегодня враг — это у нас не сложно!
Смейся, коли охота; безделье стало ремеслом, золотом — позолота, а добродетель — великим злом. Зато и веселье знатно, просто глядеть приятно, как лгут, льстят, врут, мстят — гляди себе бесплатно.
Лишь тот благоуспешен, кто сам с собой не лжив, тот и умрет безгрешен, кто не грешил, покуда жив. Что пользы от соседства в дни бедства и мироедства! В тебе самом твоя душа — спасительное средство.
Ведь мы родня! И кровь и плоть у нас с тобой едины: меня из праха слепил господь, тебя — гончар из глины.
Нас замесили на одном весьма непрочном тесте: коли мы об пол брякнем лбом — развалимся на месте.
Еще нас признаком родства наградили боги: у нас большая голова и тоненькие ноги.
Коль мы вином до горла полны, в питье перестарались, нести нас бережно должны, чтоб мы не расплескались.
Но есть различие одно: разбившись грешным делом, я исцелюсь, быть может, но ты уж не станешь целым.
Ныне я весел затем, что пью, — счастье в вине! Господа славлю и благодарю того, кто чарку подносит мне.Вот оно, пиво, — дойдет до нутра то, что теперь вовне. Приятно малость хлебнуть с утра с тем, кто чарку подносит мне.
Коли что я скажу не так — не по своей вине: в том виноват — но это пустяк! — тот, кто чарку подносит мне.
Люблю бутылку! Пока полна, я счастлив вполне. Я знаю меру — и пью до дна с тем, кто чарку подносит мне.
Лишь бы пропорцию не забыть! Хоть счастье в вине, но тот, кто вовремя кончит пить, тот воистину счастлив вдвойне.
Конец-то любому делу венец — и питью и войне. Пора бы и нам по домам наконец. Спасибо всем, подносившим мне!
Солнце зашло вдруг, сразу померк день, гор потемнел круг, в долы легла тень. Как же тропу найти — сразу утратил след. Но светит мне на пути, господи, твой свет.
|