|
Художник О.М. Войтенко
ИЗДАТЕЛЬСТВО "КРУГЪ" 1992 г. |
Милые мои ребятишки,
|
Что такое Рождество? Рождество — это День Рождения. Почти две тысячи лет назад в этот день родился мальчик, которому дали имя Иисус. И вот мы ежегодно празднуем Его День Рождения. Почему? Потому, что тогда на земле родился не просто человек по имени Иисус. Родился Тот, Кого очень ждали, Сын Божий, Спаситель. — Почему Сын Божий? Почему Спаситель? Почему Его ждали? Это история долгая. Началась она от первых людей — от Адама и Евы. Когда Бог создал Адама и Еву, он поселил их в Раю. Это было самое прекрасное место на свете, где все жили хорошо, мирно, счастливо — и звери, и птицы, и растения. Там не было ни горя, ни вражды, ни смерти. Бог же сказал Адаму и Еве, что, если хотят они вечно жить в мире и радости, пусть живут в Раю, но только не рвут, не едят плоды с одного, запретного, дерева. А если сорвут и съедят — это будет грех, — тогда они Рай потеряют, и придется им жить самим, как смогут. А в мире появятся горе, вражда и смерть. Очень хотелось Адаму и Еве жить вечно и счастливо. Но попробовать запретного тоже очень хотелось. Особенно Еве. А тут еще Злой Дух ее соблазнял. И съели первые люди запретный плод — совершили первый грех, — отказались от Рая. И появились тогда на земле горе, вражда и смерть. Рай потеряли Адам и Ева. Плакали они, каялись. Но ничего не поделаешь — сами виноваты, сами выбрали. Пришлось им жить своим разумом. Родились у них дети, у тех детей тоже дети — и так до нас с вами. Потому что Адам и Ева — прародители наши.
Когда же умерли Адам и Ева, не смогли они взойти на Небо, к Богу, — слишком тяжелый грех несли — и попали к Злому Духу в ад. И грехи после первого тоже стали множиться — лень и ложь, зависть и злоба, — не было от них спасения. Так и дальше пошло: рождались люди, жили, умирали, но никому, даже самым лучшим, не было пути на Небо, а всем только одна дорога — в ад подземный. Все из-за того греха, первого, прародительского, от которого на земле горе, вражда, смерть. И люди забыли Бога, Творца своего. Но Бог, Он же — Отец наш! Как ему забыть детей? Через Пророков и Законодателей Он вразумлял их и наставлял на путь истинный. Люди же, как могли своим разумом, пытались понять и следовать Его законам. Трудное это было дело. Трудная работа. И долгая. И наконец, люди сердцем уверовали в Бога Единого, поклонились Ему. Однако все равно не открылась им дорога на Небо, к Отцу, а была одна дорога — в ад. Все из-за того первого греха, прародительского, от которого все другие грехи пошли. Не в человеческих силах искупить этот грех, исправить ошибку, изменить судьбу, которую сами себе выбрали. Один только Бог это может. Тогда стали они молить Бога, чтобы пришел Он, чтобы спас людей от вечной погибели, чтобы вывел прародителей из ада, чтобы открылась дорога к Нему на Небо. Молились люди. Ждали. Трудно молились, трудно ждали. Много лет прошло. И вот послал Бог на землю Сына Своего, чтобы взял Он на Себя все грехи человеческие, начиная с первого, чтобы открылась дорога на Небо. Так родился Бог на землю, стал человеком на земле. Родила Его Матерь Божия, Пречистая Дева Мария. И дали Младенцу имя Иисус. И еще Его назвали Христом. Потому что Христос — это Царь превыше всех царей, Господь, Сын Божий. И была всюду радость: радость Богу и Ангелам на Небе, радость людям на земле и даже в аду — прародителям. Потому что пришел Тот, Кого ждали, Сын Божий, Спаситель. Потому и мы ныне празднуем Рождество Христово — День Рождения Того, Кто избавил нас от вечного проклятья, открыл нам дорогу на Небо. А что дальше было, как жил Иисус Христос на земле, как учил людей, как погиб Сын Божий на кресте ради нашего спасения, как воскрес Он и явился Своим ученикам, Апостолам — обо всем этом вы узнаете, если будете читать Святую Книгу. Евангелие. Рождество — первый наш праздник в году. На Рождество мы наряжаем елку, дарим друг другу подарки. В прежние времена дети, а то и взрослые, собирались ватагами и ходили от дома к дому с поздравлениями и рождественскими песнями — колядками. А хозяева награждали колядовщиков пирогами и денежками. По улицам гулял народ, катался с ледяных гор, глазел на ученых медведей, слушал шарманки... А еще на Рождество разыгрывались спектакли про царя Ирода: когда пришло Христу время родиться, появилась звезда на небе, и по ней узнали три царя, волхвы-мудрецы, о Рождестве Христовом, и пришли они поклониться Младенцу. Пастухи тоже пришли — им о Рождестве возвестили ангелы. Ирод же царь, узнав о рождении Царя Царей, вознепавидел его и задумал погубить... Об этом же и наша пьеса-драма. |
ВОТ КТО УЧАСТВУЕТ В ПЬЕСЕ-ДРАМЕ |
|
Три пастуха: Афоня, Тимоня, Ваня. |
|
Три царя-волхва:
Каспар, Валтазар, Мельхиор. |
|
Ангел. |
|
Рахиль. |
|
Звездочет. |
|
Генерал. |
|
Царь Ирод. |
|
Смерть. Черт. |
|
И еще —
Скороход. |
|
ВОТ ВЫХОДИТ СКОРОХОД.
|
|
Мое почтение публике! Нынче праздник — превеликое торжество —
А мы вам покажем в лицах:
Начинаем! Начинаем!
|
ВОТ ПАСТЫРИ ОВЕЧЬИ
СТОЯТ НА ПРИГОРКЕ МЕЖ СОБОЮ ВЕДУТ РЕЧИ |
|
— Я — второй пастух, Тимоня. само поется, пляшется: Наш Тимоня — мужичок,
руки-ноги, что поленца,
борода из полотенца! удалой... Ой! Ты чего, Тимоня, дерешься? |
|
— А ты пошто над нами смеешься? Людям — смех, а тебе, Ваня, грех! Проси у нас прощения. — Я прошу у вас прощеньяза мои вам угощенья. Только вас-то я угощал язычком, а вы меня — дрючком да тычком. Теперь вы просите у меня прощения!
за наши тебе угощенья.
|
А ВОТ ЗВЕЗДА! ПАСТУХАМ ОНА ЯВЛЯЕТСЯ,
|
|
— Ой, глядите-ка! Звезда! — Где звезда? — Поглядите вон туда. — Вот это да! — И какая же большая, пребольшая, золотая, золотая да пресветлая! — То звезда непростая. — А какая? Волшебная? — Не волшебная, а святая. — Отчего она святая? — Чего не знаю, того не знаю. Только это мне, Афоне, и тебе, Тимоне, и малому Ване — всем нам предзнаменованье. |
|
Ух ты! И что же нам
теперь делать?
— Надо нам пойти к кринице. — Для чего? — Чтоб водицею умыться. — А зачем? — Чтоб умывшись, — Твоя правда. |
А ВОТ ИДУТ ТРИ ЦАРЯ,
МЕЖ СОБОЮ ГОВОР. |
|
|
— Я — царь Каспар, у меня от Бога дар: сызмала я не ленился, а молился да учился: понимать навык и коровий мык, и звериный рык» и птичий язык — всяку тварь земную я по имени именую. Вот увидел я звезду — и за ней иду. Звезда то не простая, не волшебная, а святая. А почему святая, я еще не знаю.
— Здравствуй, царь Каспар. Я — царь Валтазар, у меня от Бога дар: сызмала я не ленился, а молился да учился: в моем царстве много вод, а в них всяка тварь живет: черепахи, змеи, раки и киты, и рыбы всяки — всех я знаю и люблю, и ласкаю, и кормлю, всяку тварь я именую, и морскую, и речную, как ручную. Вот увидел я звезду, и за ней иду. Звезда непростая.
Не волшебная она, а святая. я еще не знаю. |
— Добрый день, господа. Вы откуда идете и куда? — Я увидел звезду, и за ней иду. — И я увидел звезду, и тоже за ней иду. — Сами несут нас ноги. — Вот и встретились по дороге. — А я — царь Мельхиор. Дал мне Бог вострый взор: сызмала я не ленился, а молился да учился: в небе звезд не счесть, и у каждой имя есть, и у каждой планеты свои приметы, и у каждого светила своя сила, а я ту или иную хоть сейчас поименую. Но сия звезда чудесная мне неизвестная, звезда непростая, не волшебная, а святая. Отчего она святая, я еще не знаю. Мы, цари, теперь втроем за звездой пойдем, по дороге все обсудим, все обсудим и поймем, и до истины дойдем. — А идти нам надо мимо города Иерусалима. |
|
|
|
|
А ВОТ ИЕРУСАЛИМ ГОРОД, В КОТОРОМ ЖИВЕТ ЦАРЬ ИРОД, А ВОТ И САМ ЦАРЬ ИРОД В КОРОНЕ СИДИТ НА ТРОНЕ. |
|
|
|
а с роздыхом — десять лет. нет ли в нашем царстве бед? — Есть, ваше величество. — А какое количество? — Три тысячи да еще штук пять. — Почему так мало? — Не могу знать! — Скороход, позови сюда генерала.
— Пойду позову генерала. Эй, генерал, тебя царь Ирод звал.
— Вот он я, генерал.
— Отчего ты генерал?
— А я громче всех орал:"Царю Ироду слава!"
— Ну, тогда заходи слева направо.
— Здравия желаю, ваше величество,грозный царь Ирод!
— Отвечай, генерал, сколько в нашем царстве сирот?
— Отвечаю: один миллион двести тысяч.
— Повелеваю: всех сирот розгами высечь. Я им буду заместо отца родного. Вот мое крепко слово.
— Слава Ироду-царю! Пойду всех сирот перепорю!
|
|
У меня болит живот, я недужен и простужен. Кому я нужен? Так пойдем, пойдем скорей, а то все съедят — мне не достанется! У него из носу течет, а он голову задирает, будто звезды считает. сколько звезд над моей державой, сколько было, сколько стало, сколько наземь упало? чтобы не было лишку. Вчера было, ваше величество, вот какое количество: вчера было звезд не счесть! и отвечу царю... Вчера было звезд не счесть, а сегодня — минус шесть! Теперь стало минус восемь. хочу править силой звездной! Чтоб мне завтра было звезд — минус десять, а не то велю тебя повесить. Сколько царь великий пожелает, с только в небе звезд поубывает. в луже моченый, мне не перечь, а не то вот мой меч — твоя голова с плеч. Пошел прочь! А мне спать идти пора. |
|
И ВОТ ИРОД, ЦАРЬ-ЗЛОДЕЙ,
|
|
|
— Эй, Скороход,
кто мена в приемной ждет? — Вот он я, Скороход, иду задом наперед, а к тебе пришли цари, а всего их штуки три — с ними сам говори. — Ты ли Ирод-царь превеликий, преславный? — Да, я — Ирод-царь превеликий, преславный, я среди всех царей самый главный. А вы кто такие? |
—
Мы — цари. — Мы пришли издалека. — С севера. — И с востока. — Добрались до юга. — Встретили друг друга. — Нас вела звезда. — Привела сюда. — Оказал Господь нам честь —
— Я,
Каспар-царь, — Я, царь Валтазар,
|
|
— Я, царь Ирод, превеликий, преславный,
я среди всех царей самый главный, вас, цари, я приветствую, вам такими словами ответствую: оказали вы мне честь, принесли мне весть: должен, значит, в моем царстве, в этом государстве, должен народиться, должен объявиться... Ну, короче говоря, этот царь, он что же, будет выше Ирода-царя? — Он превыше всех царей! — Точно! — И всю тайну мне поверите? — Поверим. — А вот мы сейчас проверим! — Мы чего не знаем, о том не скажем. — Только есть в твоей земле — Этот город Вифлеем, — Он родится в Вифлееме, да? — Да. — Будет царствовать над всеми, да? — Да. — Вас к Нему ведет звезда? — Да! — Что же вы, цари, предо мной стоите? — Мы пойдем, цари, поторопимся, |
А ВОТ ИРОД-ЦАРЬ ОДИН
СИДИТ, СЕРДИТ, САМ С СОБОЮ ГОВОРИТ. |
|
—
А я, Ирод, грозный царь, погожу,
погожу. На дорогу погляжу, погляжу. Как вернутся три царя, я ужо их угощу, ох, угощу! А потом уж Вифлеем навещу, ох, навещу! |
|
А ВОТ ПАСТЫРИ ОВЕЧЬИ
МЕЖ СОБОЮ ВЕДУТ РЕЧИ. ЧАЙ КУШАЮТ, ПТАХ НЕБЕСНЫХ СЛУШАЮТ. |
|
— Я, старой
пастух, Афоня, я водой омылся, Богу помолился, а потом чайку напился, пирогов наелся. — Я, второй пастух, Тимоня, я водой омылся, Богу помолился, а потом чайку напился, пирогов наелся. — А где же Ваня? — Он тож водой омылся, Богу помолился, а потом чайку напился, пряников наелся да спать завалился. — Эй, Ванюша! — Слышь, Вань. — Хватит спать! — Давай, встань! — А я вовсе не сплю, на спине лежу, в небеса гляжу, пташек слушаю. Хорошо-то как поют! — Ну хоть тресни! Какие еще песни? — Какие зимой пташки? — Это он понарошке. — Вы протрите глаза, поглядите в небеса: птаха в небе вьется, заливается, чисто жаворонок. — Верно! Вот еще одна. — Вот те на! Да их целая стайка! — Нет, постой-ка: то не пташки, то — ребятишки. — Не бывает ребятишков с крылами. — Ой, глядите-ка, прямо над нами! — Да ведь это, похоже. Ангелы Божьи! — Я боюсь! — Ты, Ванюша, не трусь, пастухи, мы, люди храбрые. — А Божьи Ангелы, они добрые. Ишь, как поют, ликуют! — Вроде, нас окликают. — Да нет, уже улетели. — А по-моему, наземь сели. — Ой, Афона, ой, Тимоня, ой, родная мамочка, поглядите, тамочка Ангел идет по земле, как по небесам, к нам! |
А ВОТ АНГЕЛ С ПАСТУХАМИ РАЗГОВАРИВАЕТ. | |
— Я, Божий Ангел, пастырей кликаю,
возвестить им хочу радость великую: народился наш Спаситель, Господь, воплотился в человеческую плоть. На земле и в небесах торжество, Христа Бога Рождество! И вы, пастыри, пойдите к Нему, поклонитесь Ему! — Мы пойдем сегодня,
— Мы пойти-то пойдем
хоть сейчас,
|
|
|
||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
А ВОТ ИДУТ ТРИ ЦАРЯ,
|
|
— Мы, цари, идем втроем,
— Помогай вам Господь, господа. — А теперь мы спешим
— К царю Ироду. — Ему радость возвестим. — Чтобы он шел скорей
— Я же, Ангел Божий,
— Мы, цари, втроем,
|
|
— Не узнает про Христа
Ирод-Царь злотворный. Не насытит Ирод-царь своей злобы черной. |
СНОВА ИРОД-ЦАРЬ СЕРДИТ.
|
|
— Уж я, Ирод, грозный царь,
погожу, погожу, на дорогу погляжу, погляжу, как вернутся три царя, я ужо их угощу, ох, угощу, а потом и Вифлеем навещу, ох, навещу! |
А ВОТ КАК СКОРОХОД
ЦАРЮ ИРОДУ ВРЕТ ПРО ЧЕРТА И ЗВЕЗДОЧЕТА. |
|
Эй, Скороход, подь сюда! — Вот он я. Скороход, у меня дел невпроворот: и ногами хожу, и руками развожу, и глазами гляжу, и ушами слушаю, и устами кушаю, — уф! устал! Ты зачем меня, царь Ирод, звал? — Пойди, Скороход, приведи Звездочета. — Не пойду, не приведу Звездочета. Нету его тута. — Где же он. Звездочет? — А его унес черт. |
|
— Это как же унес?
— А вот так и унес,
— А ты что? — А я что?
— Ну, а он? — А он — прямо в ад,
— Ну, а ты? — А я снял порты. — Зачем? — Чтоб по угольям бечь,
— Догнал черта? — Догнал! — Звездочета отобрал? — Отобрал. — Где же он теперь? — А он запер дверь,
— Так пойди приведи Звездочета! — Пойду приведу Звездочета.
|
А ВОТ КАК ЗВЕЗДОЧЕТ
ПОТЕРЯЛ ЗВЕЗДАМ СЧЕТ, И ЕГО ЦАРЬ ИРОД БЬЕТ. |
|
— Вот он я, Звездочет, явился по воле царевой. — Отвечай, Звездочет, сколько звезд над моей державой и нет ли какой-нибудь новой? — Ваше царское величество, звезд несметное количество было вчера, а сегодня с утра меньше стало: две погасли, пять упало, три истлело, как ваше величество повелело. Итого - минус десять. — Я велю тебя повесить. Гляди лучше! |
|
— Я в трубу сейчас погляжу и скажу... Да, ваше величество, упала целая куча, — наверное, десять тысяч. — Я велю тебя повесить и высечь! Говори, есть ли на небе звезда новая? — Есть! Есть новая! Да какая здоровая! Да еще она не одна видна! Надо все пересчитать: раз, два, три, четыре, пять... — Полно врать! Уж я. Ирод-царь, тебя проучу: сперва сам поколочу, а потом палачу поручу! Получай! — Ай! — Еще получай! — Ай! Ай! Ай! У меня душа ушла в пятки, побегу без оглядки, голова у меня не в порядке, со мной звезды играют в прятки. Лучше сидеть на печи да есть калачи! |
А ВОТ ИРОД-ЦАРЬ ЗЛОБИТСЯ,
ПОГУБИТЬ ХРИСТА ТОРОПИТСЯ. |
|
—Я, великий
и грозный царь Ирод, по дворцу хожу, на дорогу гляжу, трех царей не вижу, Его — ненавижу! Эй, Скороход, подь сюда. — Вот он я, Скороход. — Пойди, Скороход, приведи Генерала. — Пойду приведу генерала. — Вот он я, Генерал! Я всех сирот собрал, всех по одному порол, чтобы каждый орал: "Царю Ироду слава!" |
|
— Вот тебе,
Генерал, мое царское слово. Отвечай: хочешь мертвым быть или хочешь жить? — Не хочу мертвым быть, хочу Ироду служить. — Сослужи мне, Генерал, службу важную, собери мою рать отважную, с нею в город Вифлеем пойди, по домам-дворам по всем пройди: где младенца какого найдете, там его и убьете, не щадите ни самого малою, ни годовалого, ни двухгодовалого, а найдете новорожденного — убивайте и оного. — Я, царев генерал, во многих битвах бывал, всех врагов побивал, а теперь пойду Вифлеем воевать, ребятишек убивать — чему быть, того не миновать. Такова твоя царская воля. Такова моя, генеральская, доля. — А я. Ирод-царь, я не ем, не пью, по ночам не сплю, злобу черную мою я никак не утолю. |
А ВОТ РАХИЛЬ ПЛАЧЕТ,
О ДЕТВЕ СВОЕЙ ХЛОПОЧЕТ |
|
— Я, Рахиль
безутешная, плачу у ворот царя Ирода: для кого же, для кого тут
могилка вырыта? Для детишек моих она вырыта по велению царя Ирода.
— Эй, Скороход, это кто же у моих ворот, |
|
— Вот он я, Скороход! То несчастная Рахиль у твоих ворот стонет, плачет, о своей детве хлопочет, от погибели спасти хочет. — Я, Рахиль безутешная, плачу,
|
|
— А я, грозный
Ирод-царь, всех младенцев до единого погублю — свою злобу утолю. |
АНГЕЛ БОЖИЙ РАХИЛЬ УТЕШАЕТ. | |
— Я, Рахиль безутешная, плачу,
я детей моих кличу, кличу малых, кличу милых. Ирод, царь-злодей, погубил их! Пойду плакать на их могилах. — Ты не плачь, не плачь, Рахиль безутешная, не земля их приняла, а страна нездешняя, в небесах они справляют новоселие, у Отца в раю вкушают радость и веселие. Не успел Ирод-зверь погубить Христа — Его Матерь унесла в потаенные места. Ирод-царь не утолил свою злобу напрасную. Скоро примет Ирод-царь смерть преужасную. |
А ВОТ ИРОДОВЫ СЛУГИ КАЮТСЯ
И ОТ ИРОДА ОТРЕКАЮТСЯ. |
— Эй, Скороход, подь сюда! — Вот он я, Скороход. — Пойди, Скороход, приведи Звездочета. — Не пойду, не приведу Звездочета. Звездочет ушел в пустыню каяться, от тебя, от Ирода, он отрекается, — Эй, Скороход! — Вот он я, Скороход. — Пойди, Скороход, приведи Генерала. — Не пойду, не приведу Генерала. Как побил Генерал детей малых, годовалых и двухгодовалых, стала совесть его поедом есть — и пропал куда невесть. — Эй, Скороход, подь сюда. — Был я Скороход, а теперь наоборот. Я служил тебе, царю, верой, да запахло от тебя адской серой, и пришел твой последний час — послужу тебе, царю, в последний раз: у твоих ворот тебя Смерть-старуха ждет. Пойду и приведу. — Иль не я великий, грозный царь Ирод? Иль не я велел пороть детей-сирот? Иль не я поубивал всех младенцев в Вифлееме? Иль не я царю над царями всеми? Ничего не боюсь! Никому не покорюсь! |
К ЦАРЮ ИРОДУ СМЕРТЬ ЯВЛЯЕТСЯ,
|
|
— А вот и я пришла, смерть твоя пришла! У меня в руках коса: ухвачу за волоса, тебя, Ирода, скошу, в сыру землю положу. Трепещи!
Отпусти ты, Смерть, меня на три года. — Ни за что не отпущу ни на три дня» ни на три часа. Вот моя коса: тебя, Ирода, скошу, в сыру землю положу. Трепещи от страха!
— Я, великий Ирод-царь, не ведаю страха, не боюсь я тебя, Смерть-старуха! Вот мой меч, я и сам могу ссечь твою голову с плеч. Коль у нас пойдет сила на силу, сама ляжешь в могилу.
— Не желает Ирод-царь раскаяться. Он со мной, со Смертью, препирается. Коль не хочет он добром помереть, будет он живьем горсть. Разобидел ты меня, Смерть-матушку. Позову я на помогу Черта-братушку. |
|
А ВОТ КАК ЧЕРТ
|
|
— Эй, Черт-братушка, это я, Смерть-матушка, тебя призываю!
Чего тебе надо?
он со мной, со Смертью, препирается смерть ему, вишь, нипочем, он грозит мне мечом. А с тобой вдвоем царя Ирода живьем мы прямо в пекло сволочем!
отчего не сволокти. Идем, Ирод-царь, тебя ждут в аду.
на тебя накину: хошь не хошь, вес равно пойдешь. |
— Ой, мне
душно! ОЙ, мне тошно! Ой, мне страшно! Ничего не слышу, ничего не вижу! Его — ненавижу! За мои грехи да злобу иду в адскую утробу!..
— Тащи, Смертушка, за другой конец —
|
|
|
ТУТ КОНЧАЕТСЯ ДРАМА ПРО ЦАРЯ ИРОДА, ВСЕ ПОЗДРАВЛЯЮТ ДРУГ ДРУГА С ПРАЗДНИКОМ, ПОЮТ И ПЛЯШУТ, А ПОТОМ ИДУТ ПИТЬ ЧАЙ С ПИРОГАМИ И ПРЯНИКАМИ.
|
|
|
У воловья хлева |
||
|
А как только вышел, хоры зазвучали. ангелов услышал тихонько вначале. Поглядел: над крышей там звезда играет, а чуть-чуть повыше ангелы летают. Бег Иосиф бегом, Богу поклонился — Он же человеком ради нас родился. Воспоем же с ними: "Кайтесь, человеки! Спасены мы ныне от греха навеки". |
КАК МЫ СЫГРАЛИ ЭТУ ПЬЕСУ |
А что, возьмем и сыграем. Чур, я буду Звездочет! — это сказал Ваня.
— У меня бинокль есть — на звезды смотреть!
— А у меня зато есть...
— Это не беда, — сказал я. — Можно вертеп сделать. — Вертеп — ведь это пещера, да? — Младенец Иисус родился в вертепе, где было стойло для скота.
— Правильно, — сказал я. — А еще вертепом называется маленький кукольный театр. В прежние времена на святки — это неделя от Рождества до Крещения — с вертепом ходили вертепщики и разыгрывали драмы вроде нашей. И мы можем сделать вертеп. Вот я вам сейчас нарисую, как он устроен. Это большая коробка из картона или фанеры, поставленная набок, — получается как бы сцена. Ее надо будет поднять на ножки, повыше, чтобы зрителям было все видно. В полу этой сцены проделываются прорези, по которым передвигаются куклы, а в задней степе — две двери, проемы, через которые куклы выводятся на сцену. У кукол снизу плоские подставки, на которых они стоят, и штырирукоятки, чтобы незримо для зрителей передвигать их по прорезям, как по рельсам. Сами куклы можно сделать из картона, или из дерева, или даже из проволоки — главное, чтобы они не развалились во время спектакля и были одеты, как должно. Проще всего взять круглый чурбачок, приделать сверху поперечину — плечи, к плечам прикрепить картонные ручки на нитках, а сверху — голову на пружинке. Тогда кукла при малейшем движении будет шевелить руками и покачивать головой. А снизу, к рукоятке, лучше прикрепить какой-нибудь грузик, чтобы кукла не падала. Вот и все. Кукольный спектакль могут сыграть два человека, разговаривая на разные голоса. А если пьеса покажется слишком длинной, можно ее сократить — убрать все сцены, & которых участвует Звездочет. А еще можно сделать и так: Скорохода пусть играет живой актер — он будет объявлять названия и разговаривать с куклами. — Чур, я буду Скороход! — это сказал, конечно, Ваня. — Ишь, какой быстрый! Я тоже хочу быть Скороходом, — это, конечно, Никола. — Опять спорите, — сказала Кира. — Все равно у нас ничего не получится. До Рождества осталось две недели. Мы не успеем сделать куклы.
— Да, — сказал я, — вертеп надо начинать месяца за два. Но зато он пригодится и на следующий год. А к этому Рождеству у нас, видно, ничего не получится.
— Получится! — сказал Андрей, Николин товарищ. Он все это время сидел на диване и молчал. — У нас есть большая комната. Я уговорю родителей, и мы устроим театр: в одной половине будет зрительный зал, а в другой сцена. И актеров нам хватит. Ведь каждый может играть две роли — только успевай переодеваться. — Ура! — закричали Иван с Николой. И пошла у нас работа. Перво наперво мы внимательно перечитали пьесу и, поспорив немного, определили, кто из героев какие слова говорит. А затем обсудили, какие нужны костюмы, какие декорации. Много всякого напридумали и разошлись по домам — переписывать роли. А через два дня, когда мы снова собрались, оказалось, что каждый привел еще одного или двух желающих, — так что, в конце концов, актеров стало даже больше, чем ролей. Но для всех нашлось дело. Во-первых, мы ввели роль "Зазывалы" — он объявлял о начале спектакля и название каждой сцепы. Во-вторых, мы придумали двух воинов, которые вносили трон Ирода и вставали, обнажив мечи, на страже, а потом изображали рать, идущую в Вифлеем. И главное, у нас появилась звезда: самая маленькая девочка, сестра Андрея; она ходила с большой звездой на шесте, а за ней шли цари-волхвы, и все они, направляясь а Вифлеем, пели колядку. Никола играл Зазывалу, Иван — Скорохода, а вот царя Ирода никто не хотел изображать — очень уж он противный. Тогда мы придумали, что Ирода нужно играть в маске. — Ладно уж, — сказал Андрей, — если в маске, то я согласен. И сделал такую страшную маску, что сначала все ахнули, а потом расхохотались. И Смерть у нас получилась не очень страшной, дрожащей и беспомощной, и Черт, хотя был весь мохнатый и выбегал из-за трона на четвереньках, все равно, не испугал даже самых маленьких зрителей. Одним словом, за две недели мы успели и роли выучить, и костюмы сделать из бумаги, простыней, маминых платьев, бабушкиных шалей. Мы даже цветное освещение придумали: вырезали из картона большой круг, прибили его к палке так, чтобы он вращался, по краю же его прорезали круглые отверстия, затянули их цветной пленкой, и поставили это сооружение перед настольной лампой, освещавшей сцену, — так что свет у нас был то красный, то желтый, то голубой. И вот в воскресенье после Рождества мы сыграли наш спектакль. Зрителей набралось так много, и детей, и взрослых, что мы просто перепугались. Но, делать нечего, начали: выскочил Зазывала, прокричал; "Почтенная публика!.." Потом пошли пастухи, потом — цари, и дальше, дальше... Конечно, за две недели мы не так хорошо подготовились, как могли бы за месяц или два, и поэтому наделали много ошибок. Актеры то говорили слишком тихо, то слишком быстро, то забывали слова — и тогда суфлер-подсказчик шипел шепотом на всю квартиру. От волнения забывали, кто что должен делать, путались, толпились на сцене, заслоняя друг друга. Пастухи, попивая чай, улеглись па пол — и их просто не было видно из зала. Генерал, размахивая мечом, сшиб с царя Ирода корону. У Звездочета оторвалась борода. Много всякого такого было. И все-таки наш театр всем очень понравился. Нам долго хлопали, мы кланялись. Потом кто-то из малышей сказал, что он тоже хочет играть в театр, вышел и прочитал стихи про елку. Потом кто-то пел, кто-то рассказал ужасно смешную историю. Потом все пили чай с пирогами, пряниками и конфетами — об этом уж родители позаботились. И я там был, чай с конфетами пил, по усам текло, но и в рот кое-что попало. |
Назад к Оглавлению